В апреле 2016 г. на прием к юристу пришли Игорь и Марина П., которые рассказали, что органы опеки и полиция района Крылатское на основании составленного акта о выявлении безнадзорных детей, изъяли из семью их двух несовершеннолетних детей – инвалидов. Причиной стал сигнал из школы, где дети учились.
Через несколько недель опека УСЗН района Крылатское подала в Кунцевский суд Москвы иск об ограничении родительских прав Игоря и Марины. Изучив все представленные материалы, мы убедились, что столь жесткие меры, принятые к семье П. являются необоснованными. К судебному процессу по делу мы подготовили ряд ходатайств и обосновали свое несогласие с действиями органов опеки. Суд вынужден был согласиться с нашим предложением провести комплексную психолого-психиатрическую экспертизу родителей, для решения вопроса об обоснованности предъявленного иска. Полученные через три месяца результат экспертизы привели к тому, что представитель органа опеки не явился в судебное заседание и иск был оставлен судом без рассмотрения.
Но на этом беды Игоря и Марины не закончились, девочек родителям не возвращали и через несколько недель, органы опеки подали в суд новый иск уже о лишении их родительских прав. Было очевидно, что органы опеки «пошли на принцип», ведь за это время родители делали все возможное, чтобы вернуть детей в семью.
Юристом, представляющим интересы Игоря и Марины, было принято решение о допросе в суде трех свидетелей, знающих семью П., выяснении в судебном заседании мнения самих детей, предоставлении суду доказательств о сделанном в квартире ремонте, характеристик на родителей и ряда иных доказательств непоследовательности действий опеки и необоснованности их требований. Суду была предоставлены позиции Верховного Суда РФ, изложенная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» и Президента Российской Федерации, изложенная в Указе от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.», которые считали лишение родительских крайней мерой, возможной лишь в случае, если детям грозит реальная опасность.
Выслушав позицию защиты, представитель Прокуратуры был вынужден её поддержать, и в конце апреля 2017 г. Кунцевский районный суд Москвы своим решением отклонил исковые требования территориального органа опеки. Через несколько недель дети вернулись в семью. Мы удовлетворены, что смогли помочь этой семье, ведь в настоящее время необоснованное лишение родительских прав стало для органов опеки делом обыденным.