В 2013 году к нам обратился Леонид, к которому бывшей женой (расторжение брака было оформлено несколькими месяцами ранее) был предъявлен иск о разделе квартиры, которую супруги приобрели находясь в браке.
Раздел имущества супругов не представляет большой проблемы, если супруги действуют при этом добросовестно и не пытаются «урвать» себе больше, чем положено по закону. Однако такая идеальная ситуация на практике встречается крайне редко и как правило разрешается супругами в добровольном порядке путем оформления соответствующего соглашения о разделе имущества без обращения в судебные инстанции.
Сложность ситуации в которую попал Леонид заключалась в том, что его жена заранее готовилась к разводу и в тайне от мужа переоформила право собственности на земельный участок, который принадлежал ей до вступления в брак и построенный на нем коттедж на своего ребенка. Казалось бы никакого нарушения нет, ведь согласно ст. 36 Семейного Кодекса РФ, имущество принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак является его собственностью. Однако это правило работает, если не доказано, что в период брака значительная часть семейного бюджета ушла на улучшение такого имущества. В статье 37 СК РФ указано, что имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов, либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно превышающие стоимость самого имущества.
Нами была произведена независимая оценка земельного участка, собственником которого была супруга Леонида и стоимость коттеджа и иных построек, которые были возведены в совместном браке. Земельный участок был оценен в 2 660 000 рублей, в то время как стоимость коттеджа и иных построек на участке составила 30 116 000 рублей. Нам оставалось только доказать суду, что строительство проводилось в период брака, но это уже было делом техники.
Решением суда сделки по отчуждению земельного участка и строений были признаны недействительными и жене Леонида пришлось не только оставить бывшему мужу свою долю в квартире, но и выделить ему долю земельного участка с постройками, а также разделить с ним расходы по погашению банковских кредитов и процентов по ним на общую сумму более одного миллиона рублей.